Приступая к изучению новой учебной дисциплины, обучающиеся
должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической
литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные
учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для выполнения
упражнений и работы с первоисточниками.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых
делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал урока, а
также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических
положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к контрольным работам, зачетам изучить
основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми
публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть
рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой
конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной
преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для
выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на обсуждение урока.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за
методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего
выступления.
В ходе занятия внимательно слушать выступления своих
одногрупников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать
активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,
рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати,
касающихся содержания темы урока. В ходе своего выступления использовать
технические средства обучения, доску и мел.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала
задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов урока устранить
недостатки, отмеченные преподавателем.
При подготовке к зачету повторять пройденный материал в
строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов,
выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект и
литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы
учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости
обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется
на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его
заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися
по заданию преподавателя, но без его
непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в
соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной
дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника,
первоисточника, дополнительной
литературы), составление плана текста,
графическое изображение структуры текста, конспектирование текста,
выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с
нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование
аудио- и видеозаписей, компьютерной
техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с
конспектом обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника,
первоисточника, дополнительной
литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц
для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение
рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование,
реферирование, конспект-анализ и др),
подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка
реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и
др.
- для формирования умений:
решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач,
выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение
ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм,
проектирование и моделирование
разных видов и компонентов
профессиональной деятельности,
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники
и др.
Самостоятельная работа
может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной
тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на
обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную
работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или
смешанной форме.