Суббота, 05.07.2025, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Раздел 2. Свойства и качество материалов

 Свойства и качество материалов

В производстве швейных изделий большое внимание уделяется снижению их материалоемкости, созданию одежды улучшенного качества путем применения новых видов материалов, совершенствования техники и технологии производства.

Специалисты швейного производства при решении научных и практических задач должны владеть основами фундаментальных наук и современной технологии, методами научных исследований, хорошо знать строение и свойства материалов, применяемых при изготовлении швейных изделий, их изменения под воздействием факторов швейного производства, условий эксплуатации.

На свойства, внешние качества и характер поведения ткани при изготовлении швейных изделий оказывают влияние множество факторов. Первостепенное значение среди них принадлежит, безусловно, волокнистому составу ткани, от которого зависят: внешний вид ткани, её упругость, растяжимость, эластичность, способность формоваться в процессе влажно-тепловой обработки. Свойства тканей непосредственным образом определяются свойствами волокон, из которых они выработаны. Вместе с тем ткани имеют свойства, которые трудно распознать в волокне, но которые имеют большое значение при изготовлении изделий из них и оказывают влияние на качество готовой продукции.

Качество швейного изделия зависит от соблюдения основных требований технологических процессов, профессионального мастерства и степени ответственности к выполняемой работе. Для повышения своего профессионального уровня необходимо знакомиться с новинками швейного оборудования, с новыми способами обработки швейных материалов, изучать методы изготовления качественной продукции.


I. Геометрические свойства тканей:

1. Толщина.

Вынуть из образца долевую нить и сравнить по толщине с долевыми нитями других образцов.

Определить, какой образец имеет наибольшую толщину и почему.

2. Плотность.

Взять иглу ввести в ткань. Определить степень прохождения иглы через ткань. Взять лупу и определить количество нитей переплетения на участке в 1 см. Сравнить все образцы тканей по плотности. Определить, от чего зависит плотность ткани.

II. Механические свойства тканей

1. Прочность.

Вынуть из образца долевую нить и разорвать. Сравнить по степени прочности с другими образцами. Определить, от чего зависит прочность ткани.

2. Удлинение.

Взять образец и линейку. Измерить образец по долевой нити. Растянуть образец по долевой нити и измерить. Определить, какой образец оказывает наибольшее сопротивление растягивающим усилиям и почему.

3. Сминаемость.

Сжать образец в руке и подержать его в таком состоянии 1 мин. (продолжительность действия нагрузки). Разжать руку и подождать 1 мин. (отдых после смятия). Определить, какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и восстанавливает первоначальное состояние после смятия и от чего это зависит.

4. Драпируемость.

Заложить мягкие складки по одному краю образца и сколоть их булавками. Взять образец за край со складками и определить степень драпируемости ткани по качеству образования мягких складок. Определить, какая ткань обладает наибольшей способностью под действием собственной тяжести образовывать мягкие подвижные складки и от чего это зависит.

III. Физические свойства тканей

1. Намокаемость.

Смочить в воде руку и провести по ней образцом ткани. Определить какая ткань лучше впитывает воду и почему.

2. Воздухопроницаемость.

Взять образец ткани и расположить руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см). Направить на ткань поток воздуха (можно подуть). Определить, какая ткань лучше пропускает воздух и с чем это связано.

3. Пылеемкость.

Взять образец и провести им по пыльной поверхности. Определить, какая ткань обладает наименьшей способностью пропускать пыль и почему.

4. Электризуемость.

Взять образец, сложить его вдвое и потереть. Развернуть образец и приложить его к руке. Определить степень его электризуемости, проведя образцом по руке. Определить, какая ткань обладает наибольшей способностью накапливать на поверхности заряды статического электричества.

IV. Оптические свойства тканей.

1. Блеск.

Разложить образцы тканей лицевой стороной вверх и определить, какая ткань обладает наибольшим блеском и от чего это зависит.

2. Расцветка.

Разложить образцы тканей лицевой стороной вверх и определить вид отделки: суровые, неотбеленные, гладкокрашенные, с набивным рисунком, пестротканые (вытканные из разных по цвету нитей), меланжевые (выработанные из меланжевой пряжи). Определить вид рисунка образцов тканей. Определить степень влияния расцветки при создании одежды.

V. Технологические свойства тканей.

1. Сопротивление резанию.

Взять образец и провести прямую линию по линейке. Разрезать точно по намеченной линии. Определить качество линии разреза. Сравнить с другими образцами. Определить, от чего зависит качество линии разреза, какие ткани оказывают наибольшее сопротивление при резании и почему.

2. Скольжение.

Взять образец, наметить линию на расстоянии 1 см от края. Сложить образец лицевой стороной внутрь и сметать по намеченной линии. Перевернуть образец и измерить ширину шва с другой стороны. Определить качество соединения.

Взять образец, наметить линию на расстоянии 1 см от края. Сложить образец лицевой стороной внутрь и проложить машинную строчку по намеченной линии. Перевернуть образец и измерить ширину шва с другой стороны. Определить качество соединения. Определить, какая ткань обладает наибольшим скольжением и от чего это зависит.

3. Осыпаемость.

Взять образец и иглу. Провести иглой по образцу в сторону края. Определить степень выпадения нитей из открытых краев ткани методом встряхивания (оценивается по длине бахромы, образующейся при выпадении нитей из края ткани). Сравнить с другими образцами. Определить, от чего зависит осыпаемость тканей.

4. Прорубаемость.

Взять образец, провести линию по изнаночной стороне. Сложить в два слоя в долевом направлении и на ней выполнить четыре параллельных машинных строчки (без нитки). Взять лупу, просмотреть строчки, слегка растягивая их в перпендикулярном направлении. Определить степень явной прорубки (появление ворсистости, образованной поврежденными или разрушенными нитями). Можно определить скрытую прорубку, постирав и высушив образец.

5. Раздвигаемость.

Взять образец, наметить линию на расстоянии 1 см от края. Сложить образец лицевой стороной внутрь и проложить машинную строчку по намеченной линии. Разложить образец по шву стачивания и потянуть за края в разные стороны. Определить степень раздвигаемости нитей. Сравнить с другими образцами. Определить, какая ткань обладает устойчивостью к раздвигаемости нитей и почему.

6. Усадка.

Взять образец ткани, отметить стрелками направление основной и уточной нитей. Прогладить горячим утюгом с изнаночной стороны. Определить степень усадки под действием тепла. Смочить образец в воде и прогладить утюгом через проутюжильник с изнаночной стороны. Определить степень усадки при влажно-тепловой обработке. Сравнить с другими образцами. Определить, какая ткань имеет минимальную усадку.

7. Способность к формованию.

Взять образец. Измерить при помощи линейки длину края по основе и утку. Увлажнить край по основе и сутюжить с изнаночной стороны, измерить. Увлажнить край по утку и сутюжить с изнаночной стороны, измерить. Определить способность к формованию ткани по основе и утку. Сравнить с другими тканями. Определить, какая ткань лучше всего подвергается формованию и почему.


Вопросы для самопроверки:

  • Для чего необходимо изучать свойства тканей?
  • Какая группа основных свойств тканей оказывает большое влияние на качество изготовления швейных изделий?
  • Для чего необходимо определять качество ткани перед раскроем изделия?
  • Можно ли, зная основные свойства тканей, предотвращать выпуск бракованной продукции? Когда это лучше делать?
  • Какие эксплуатационные требования к одежде не будут выполняться при плохом качестве готового изделия?

Темы для составления докладов:

  1. "Выявление основных пороков внешнего вида текстильных материалов для повышения качества швейного изделия”.
  2. "Влияние свойств и качества швейных ниток на изготовление и эксплуатацию швейных изделий”
Темы для составления презентаций:
  1. "Искусство узорчатой расцветки тканей”.
  2. "Создание новых материалов”.
  3. "Создание новых технологий в швейной промышленности”.

Список литературы

  1. Бердник Т. О. Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. – Ростов н/Д: изд-во "Феникс”, 2000.
  2. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  3. Меликова Е.Х.Лабораторный практикум по технологии швейных изделий. М.: Легкая индустрия, 1977.
  4. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земгано Н.П. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1986.
  5. Одежда легкая женская и детская. Общие технические требования. ОСТ 17-167-79.
  6. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. М.: Легпромбытиздат, 1991.
  7. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.:изд. "Мастерство”, 2000.
  8. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.: ИРПО, 2000.
  9. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М.: Высшая школа, 1993.
  10. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Высшая школа, 2000.
Вход на сайт
Поиск