Суббота, 05.07.2025, 12:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Положение о планировании и организации самостоятельной работы обучающихся

1. Общие положения

 

1.1. Положение о самостоятельной работе обучающихся, АУ ЧР СПО ЧМТ МО  разработано согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования  (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543)  и Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования», в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

 

Положение определяет сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

 

1.2. Самостоятельная работа обучающихся может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность обучающихся по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

 

1.3. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

       систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

    углубления и расширения теоретических знаний;

    формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

    развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

    формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

    формирования общих и профессиональных компетенций;

    развития исследовательских умений.

 

1.4. В учебном  процессе АУ ЧР СПО ЧМТ МО выделяют два вида самостоятельной работы:

    аудиторная;

    внеаудиторная.

 

1.5. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

 

1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

1.7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии «Портной» регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин. Образовательное учреждение самостоятельно определяет объем внеаудиторной самостоятельной работы по теоретическому обучению в целом, по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.

 

1.8. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися инициативно с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

 

1.9. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

                       в рабочем учебном плане -  в целом по  теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

                       в  рабочих  программах  учебных  дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.

 

2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

 

 2.1. При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется:

    общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку);

    объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин, профессиональным модулям с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

    объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, МДК в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки обучающихся (иметь представление, знать, владеть умениями).

 

2.2. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, МДК осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правило, он находится в пределах 50 % от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

 

2.3. Цикловые предметные комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, разделу профессионального модуля при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, МДК и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки студента, отведенной рабочим учебным планом.

 

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

 

2.4. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, профессионального модуля при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

 

2.5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля.

 

2.6. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

 

2.7. Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся, студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей.

 

2.8. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

    для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; составление электронных презентаций; составление ситуационных задач; составление тестовых заданий; учебно- исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

    для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование,  рецензирование,  реферирование, контент - анализ и др.);  подготовка сообщений к  выступлению на занятиях, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление электронных презентаций, ситуационных задач, тестовых заданий, тематических кроссвордов; и др.;

    для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование  и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка дипломных работ (проектов); экспериментально - конструкторская работа; опытно - экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно - оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

2.9. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

 

2.10. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

    воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

    реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

    эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

    творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

     

3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся, студентов

 

3.1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

 

3.2. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и  при  необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

 

3.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся, студентов.

 

3.4. В функции цикловой предметной комиссии входит:

    подготовка пакета необходимых материалов для самостоятельной работы обучающихся, в том числе электронных, по всем дисциплинам и специальностям, входящим в состав цикловой предметной комиссии;

    отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех дисциплин, МДК, преподаваемых в техникуме;

    осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся каждым преподавателем техникума;

    подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для самостоятельной работы обучающихся, студентов, электронных учебников и учебных пособий;

    реализация мониторинга самостоятельной работы обучающихся, студентов по учебным дисциплинам.

 

3.5. В функции преподавателя входит:

    разработка плана самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине, МДК;

    определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;

    подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;

    определение системы индивидуальной работы с обучающимися;

    своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до обучающихся.

 

4. Система контроля  (мониторинг) самостоятельной работы обучающихся

 

4.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности обучающихся в помощи при возникающих затруднениях.

 

4.2. Контроль самостоятельной работы обучающихся  предусматривает:

    соотнесение содержания контроля с целями обучения;

    объективность контроля;

    соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить;

    дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

 

4.3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

    текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.д.;

    решение ситуационных задач;

    конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

    тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

    рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

    отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);

    статья, тезисы выступления, публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации техникума;

    представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

 

4.4. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

 

 4.5. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

    уровень освоения обучающимся учебного материала;

    умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

    сформированность общих и профессиональных компетенций;

    обоснованность и четкость изложения ответа;

    оформление материала в соответствии с требованиями.

 

4.6. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

 

Настоящее положение разработано методистом уровня НПО Никифоровой О.В.

рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета

Протокол № 2 от 16.11.2011 г

Вход на сайт
Поиск