Требование к
обучающимся по подготовке тестовых заданий:
1. Тестовые
задания должны быть составлены с учетом определенных правил:
- начинать формулировать вопрос нужно с
правильного ответа;
- содержание задания должно отвечать
программным требованиям и отражать содержание обучения (случаи, когда в
тестирование пытаются включить задания или варианты ответа, не имеющих
правильного решения);
- вопрос должен содержать одну законченную
мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания);
- при составлении вопросов следует особенно
внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда»
(они содержат неопределенность и могут привести к ошибочным ответам, с другой
стороны они дают возможность догадаться о правильном ответе);
- вопрос должен быть четко сформулирован,
избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.
- избегайте вводных фраз или предложений,
имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным
утверждениям, т.к. они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не
знает.
- неправильные ответы должны быть разумны,
умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок;
- не следует задавать вопросы с подвохом
(когда все ответы «да-да-да-да» или «нет-нет-нет-нет»);
- все варианты ответов должны быть
грамматически согласованны с основной частью задания; в любом случае следует
использовать короткие, простые предложения, без зависимых и независимых
оборотов;
- как можно реже использовать отрицание в
основной части; с одной стороны, использование отрицания приводит к
противоречиям при чтении задания, с другой, отрицательные знания не так видны,
как позитивные. Избегать двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не
делать…?», «Почему будет неправильно не отвечать на этот вопрос?» и т.д.
Подчеркните отрицание в самом вопросе, чтобы иметь полную уверенность в том,
что оно будет заметно;
- ответ на поставленный вопрос не должен
зависит от предыдущих ответов (если предыдущее задание содержит подсказку для
следующего);
- правильные и неправленые ответы должны быть
однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; применять
правдоподобные ошибочные варианты;
- если ставиться вопрос количественного
характера, то ответы к нему должны располагаться упорядоченно от меньшего к
большему или наоборот; в том случае если, деструкторы представлены в виде слов,
текста, располагайте их в алфавитном порядке;
- лучше не использовать варианты ответов «ни
один из перечисленных» и «все перечисленные» (первый применяется тогда, когда
существует недвусмысленный правильный ответ, второй приводит к допустимости
подбора
вариантов ответов с низкой дискриминативностью т.к. разработчик знает, что все
ответы правильные);
- убедится, что различия между вариантами
ответов точны (чем больше варианты ответов похожи друг на друга, тем труднее
распознать правильный ответ и тем лучше тестируется умение понимать, например,
прочитанный текст);
- избегать повторение (когда в некоторых
случаях все варианты ответа начинаются с тех же самых слов, это отвлекает
тестируемого от правильного ответа);
- использовать ограничения в самом вопросе
(это необходимо для того, чтобы снять неопределенность, которая находится в
вопросе);
- не упрощать вопросы («детский язык»);
- место правильного ответа должно быть
определено таким образом, что бы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не
было закономерностей, а давалось в случайном порядке;
- лучше использовать длинный вопрос и короткий
ответ (в противоположной ситуации на прочтение ответов уходит больше времени и
больше сил тратиться на анализ высказываний);
- проанализировать задания с точки зрения
возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников (изучая химию, мы
сообщаем учащимся, что какие-то вещества друг с другом не реагируют, и только
потом выясняется, что при определенных условиях эти вещества все - таки
реагируют друг с другом, в этом случае можно попасть в ситуацию, когда
правильный ответ с точки зрения учебного материала, может оказаться
неправильным с научных позиций).
2. Требования к заданиям с выбором ответов:
- инструкция,
основной текст задания и варианты ответов должны быть хорошо понятны
испытуемым;
- текст задания
должен быть однозначным, сформулированным четко, по возможности кратко;
- в основной
текст задания включается максимальное количество информации, относящейся к
проблеме. В вариантах ответов не используются повторяющиеся слова и выражения,
они помещаются в основной текст задания;
- основной текст
задания и ответы формулируются с соблюдением орфографических, пунктуационных и
грамматических правил;
- в тексте
задания исключается двойное отрицание.
- среди
вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее
правильный ответ.
3. Требования к открытым заданиям на дополнение:
- каждое задание
должно быть нацелено на одно дополнение, место дополнения обозначается
прочерком или многоточием;
- дополнения
лучше ставить в конце задания;
- все прочерки
для дополнения в одном тексте должны быть одной длины.
- после
прочерка, если это необходимо, указываются единицы измерения;
- в тексте
задания исключаются повторы и двойное отрицание.
4. Требования к заданиям на установление соответствий:
- элементы двух
множеств должны быть выбраны по одному основанию для включения однородного
материала в каждое задание теста;
- рекомендуется
помещать в текст задания названия каждого столбца (обобщающее определение
множества);
- желательно,
чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть
равновероятно правдоподобны;
- если задание
не предполагает четкого соответствия, т.е. одному элементу левого списка
соответствует только один элемент правого списка, то в инструкции к заданию
обязательно указывается информация о наличии дистракторов и о том, сколько раз
могут использоваться элементы второго списка;
- в связи с
особенностью восприятия число элементов одного списка не должно превышать 10;
- все задания
необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных
элементов